Достоин памяти народа

Кабыш Бердалин и до революции, и в период образования партии «Алаш», создания автономии Алаш Орда был известным человеком в Казахском крае, тесно сотрудничал с Алиханом Букейханом. К сожалению, сегодня имя Бердалина неизвестно общественности Казахстана даже на его родине –
в Павлодарской области.
Кабыш Исаулы Бердалин (настоящее имя – Габдулжапар, до революции был известен и как Кабыш Исин или Габулжапар Исин) родился в 1867 году (по другим источникам – в 1873 году) в ауле № 8 Павлодарского уезда Семипалатинской области. Происходил из рода бөрі (арғын – бәсентиін-бөрі).
Следует отметить, что носителями ценной информации о Кабыше Бердалине, его семье и родственниках являлись аксакалы, знатоки старины, такие как Шора Камзин, Жумаш Абдуллин, краевед-исследователь Казыбек Нуралин, Кабылда Нуртазин, Саттар Ракымжанов, Жумат Атеев и другие, которых сегодня уже нет в живых. Так, по рассказам муллы Саттара Ракымжанова (потомок Казангапа Сатыбалдыулы), Кабыш Исаулы родился от первой, старшей жены, а его младшие братья и младшая сестра Корыш – от младшей жены.
Кабыш Исаулы Бердалин – потомок известных людей: его прапрадед Байдаулет-батыр был другом и соратником известного батыра Малайсары (в свою очередь соратника знаменитого хана Абылая), прадед, известный би Среднего жуза и предприниматель Казангап Сатыбалдыулы – ага-султаном Баянаульского внешнего округа (1843–1848 гг.), дед Бердәлі Қазанғапұлы – управителем Басентиинской волости, а затем ага-султаном Баянаульского внешнего округа (1841–1842 гг.) и, наконец, отец Иса Бердалин – управителем Алтыбаевской волости Павлодарского уезда и предпринимателем.
Известный знаток шежіре, просветитель Копеев, говоря об ораторском искусстве и красноречии Казангапа-би, отмечал следующее: «Шоң сөйлегенде (Едігеұлы – первый ага-султан Баянаульского округа) қара арғымақты су түбіне батырады, Қазанғап сөйлегенде ол арғымақты су бетіне шығарады». О Казангапе-би писали известные в то время акыны Шоже и Биржан-сал. Он был старшим другом и соратником ага-султана Каркаралинского округа, отца Абая Кунанбаева Кунанбая Оскенбайулы. Последний часто ездил по служебным делам в Омск, центр области сибирских киргизов (казахов), и по дороге останавливался в доме своего старшего друга и коллеги Казангапа-би, который давал ему свои советы.
Что касается отца Кабыша Бердалина Исы Бердалина, то он избирался членом переписной комиссии по Семипалатинской области в 1897 году как авторитетный человек в округе. В некрологе о его смерти в 1899 году писалось, что «казахи 9 волостей рода Басентиин плачут», а Алихан Букейхан 2 апреля 1900 года дополнил воспоминания автора некролога словами: «Иса Бердалин был повелителем… Усердный исполнитель законов, народ дрожал перед ним…»
До установления советской власти в Павлодарском уезде Кабыш Бердалин управлял Караобинской волостью, избирался волостным бием и одновременно председательствовал на бийско-аксакальских судах. По свидетельству аксакалов, он был просветителем и владел религиозной грамотой, знал русский и арабский языки. По рассказам Шоры Камзина, в 1965 году он встретился с личным конюхом Кабыша Бердалина Шайхы на животноводческом отгоне «Күрең ат» села Потанина Павлодарской области, который с большим воодушевлением рассказал ему о высоких человеческих качествах Кабыша.
Кабыш Бердалин был авторитетным человеком в Семипалатинской области, чему способствовали как его активная общественно-политическая деятельность, так и его поэтическое творчество, о чем свидетельствуют вышедшие из-под его пера поэтические произведения «Шүкірлік», «Ғабділманап (Манап) інісіне жоқтауы», «Мәқпуза бәйбішесіне арналған жоқтауы», «Қара ат», «Иманқұл (Бозғозы найман) досына арналған өлеңі», «Кәмпескеге арналған өлеңі», поэма «Адасқанда» и другие. По некоторым источникам, рукописи его поэтических произведений хранятся в фонде отдела редких книг и рукописей научной библиотеки Национальной академии наук РК под псевдонимом Молла Мұқан. Исследователь Шора Камзин писал, что, прочитав в вышедшем в 1990 году в издательстве «Жазушы» сборнике «Боздағым» произведение «Молла Мұқанның інісін жоқтауы», был удивлен данным названием, так как автором указанного произведения является акын Кабыш Бердалин, а не мулла Мукан. По сведениям источников, на землях рода «Апай-Бөрі» (Аксуский район Павлодарской области) он был известен как певец-исполнитель собственных песен. По воспоминаниям аксакала Шоры Камзина, участвовавший в фестивале певцов в городе Алматы в 1936–1937 годах Абдугазиз Алтайулы в молодые годы был певцом-помощником Кабыша Бердалина, ездил по казахским аулам, участвовал в тоях и с особым восхищением вспоминал, что часто слушал песни Кабыша Бердалина в его собственном музыкальном исполнении. Кроме того, Бердалин, обнаружив способности акына Естая Беркимбаева, оказал на него поэтическое и композиторское влияние. Как писал Камзин, многие поэтические произведения Кабыша Бердалина исполняются в народе в переложении на собственные мелодии, а в последнее время наблюдается использование его мелодий в некоторых состязаниях акынов и исполнителей терме. Так, Шора Камзин отмечал, что Кабыш Бердалин имел непосредственное отношение к песне «Қорлан», о чем могут свидетельствовать присутствующие в песне арабо-персидские имена и названия, которые часто встречаются в его поэтических произведениях.
Аксакалы, хорошо знавшие его, высоко ценили его гражданские и нравственные качества и в своих воспоминаниях отзывались о нем, как о человеке из благородного рода. Так, один из них, Кабиден Жумабеков (умер в 2013 году), видевший Кабыша Бердалина в 5–6-летнем возрасте, вспоминал, что в голодные 1930-е годы его родители вынуждены были переселиться из Павлодара в Омск, и в это время к ним ночью пришел скрывавшийся от преследования советской власти Кабыш Бердалин. По казахским традициям маленький Кабиден полил почетному гостю на руки воду перед едой и получил от него благословение. Перед уходом Кабыш Бердалин долго читал напутствие его семье, и все дальнейшие свои и своей семьи успехи аксакал связывал с полученным благословением от благородного гостя, а именно: возвращение целым и невредимым с войны, успехи его детей, получивших хорошее образование. По воспоминаниям дочери Кабыша Бердалина от его младшей супруги Бибиханым Оспанкызы Нюран Кабышкызы (1925–1991 гг.), ее отец был светски и религиозно грамотным, авторитетным человеком, на тоях он был почетным гостем и пел на домбре свои песни, на одном из таких тоев в ауле Таймас, близ Омска был и именитый борец Кажымукан Мунайтпасов, в памяти маленькой Нюран отчетливо сохранились образы отца и знаменитого борца, сидевших рядом в почетном для гостей месте юрты (төр). Кабыш Бердалин уделял много внимания религиозным проблемам. Так, он участвовал во всероссийском мусульманском съезде, а также «… представителем Центрального Духовного Управления выдвигался на должность Мухтасиба как наиболее религиозный и авторитетный человек в округе». В фондах госархива Павлодарской области сохранились документы, отражающие его яркую личность: «… потомок потомственных граждан. Дед, отец и он имели от царского правительства награды – медали и халаты. Пользовался громадным влиянием».
Что касается политической деятельности Кабыша Бердалина, то он возглавлял Павлодарский уездный филиал партии «Алаш», вместе со своим соратником Барлыбаевым был делегатом II Всекиргизского (всеказахского) съезда от Семипалатинской области, проходившего 5–13 декабря 1917 года в городе Оренбурге, на котором были образованы Казахская автономная Республика Алаш и Национальный Совет Алаш Орда во главе с Алиханом Букейханом. После этого исторического события во всех областях и уездах стали создаваться областные и уездные Советы Алаш Орды.
В Павлодарском уезде Семипалатинской области очень сильным было влияние большевиков-коммунистов, поэтому Павлодарский уездный Совет Алаш Орды образовался позднее, нежели в других областях и уездах. Таким образом, первый уездный казахский съезд, состоявшийся 15 февраля 1918 года, проходил под контролем большевиков. На нем рассматривался вопрос о формировании национального финансового фонда, участвовавшие в его работе Турагул Кунанбаев и Миржакып Дулатов выступили с воззванием к населению Павлодара собрать средства в национальный фонд, в результате чего жители собрали 21 939 рублей, татарское население города также не осталось в стороне, собрав 8 500 рублей.
Необходимо отметить, что казахское население уезда не доверяло советской власти и не приняло ее, причина этого была в том, что программа Российской коммунистической партии (большевиков) противостояла политической платформе партии «Алаш», которую поддержала подавляющая часть казахского населения. А большевики-коммунисты, являясь категорическими противниками идеи казахской национальной автономии, в конце концов ликвидировали Алаш Орду.
Второй Павлодарский уездный казахский съезд проходил 13–16 июня 1918 года в условиях, когда в городе и уезде пала советская власть. Значение данного съезда стало важным, так как официально был образован Павлодарский уездный Совет Алаш Орды, председателем которого был избран Кабыш Бердалин, а его заместителем – Ахметолла Барлыбаев. На съезде было принято решение о выдвижении кандидатов на предстоящее 19–28 июля 1918 года собрание Павлодарского уездного земства, эта задача была возложена на члена уездного Совета Алаш Орды Ахметоллу Барлыбаева.
Павлодарский уездный Совет Алаш Орды во главе с Кабышем Бердалиным проводил большую работу по строительству основ казахской государственности, под его руководством был создан отряд «Алаш» из 150 джигитов для борьбы с коммунистами-большевиками, и в этих же целях собирались пожертвования в виде скота и денежных средств. Борьбу против советской власти Кабыш Бердалин продолжал и после ликвидации Алаш Орды большевиками, а именно во время крестьянских восстаний в 1922 году вместе с Айтымом Раисовым (соратник Бердалина, меценат и сторонник партии «Алаш», пожертвовал свой частный дом в Павлодаре для Павлодарского уездного Совета Алаш Орды).
Об активной политической деятельности Кабыша Бердалина свидетельствует факт его участия 7 июля 1919 года в городе Омске вместе с председателем Семипалатинского областного казахского комитета Раимжаном Марсековым и членом Семипалатинского областного земства Турагулом Кунанбаевым в переговорах с председателем Временного Сибирского правительства Петром Вологодским. Члены делегации, проводя переговоры по разрешению важных вопросов о казахских судах, административном устройстве казахских земель, упорядочении земельных отношений, вместе с тем выдвинули требование прекратить преследование казахской интеллигенции.
Особо следует отметить тот факт, что Кабыш Бердалин до конца своей жизни оставался верным национальной идее и так же, как один из лидеров национально-освободительного движения Мустафа Шокай, был сторонником тюркского единства и не перешел на сторону советской власти. Так, в архивных источниках отмечается, что он «…является поэтом, у него были обнаружены стихи антисоветского характера, проводящие явно пантюркистские идеи…»
Судьба Кабыша Бердалина оказалась трагической. Он, как и другие деятели партии «Алаш», стал жертвой политических репрессий советской власти. Так, бюро Павлодарского окружного исполнительного комитета 18 октября 1928 года приняло решение конфисковать имущество Бердалина, а его вместе с семьей выслать в Актюбинский округ. В своем письме-прошении председателю Казахского Совнаркома супруга Кабыша Исаулы Бибиханым Оспанкызы просила не высылать ее семью с родных мест, объясняя это невиновностью своей и своих детей, а также годовалым ребенком в ее семье. Однако, несмотря на рассмотрение ее прошения на заседании Комиссии по конфискации КазЦИК, решение осталось без изменений. В результате трудностей переселения в далекий округ и последствий болезни Бибиханым Оспанкызы скончалась и была похоронена в Актобе. После этого старший сын Кабыша Бердалина Фарит перевез младших сестер и младшего брата в Омск, где скрывался в это время их отец, который тайно уехал в Омск еще до начала конфискации имущества у баев и кулаков.
Скрывавшийся от карательных органов советской власти Кабыш Бердалин первоначально проживал в Кызылтуском районе, а затем в ауле № 4 Омской области. Продолжая сотрудничество с коллегами по партии «Алаш,» он под другим именем распространял среди народа свои стихотворения, где критиковал репрессивную политику советской власти и противоправные действия казахских коммунистов. 7 января 1934 года в результате доноса органы ОГПУ арестовали Бердалина и сначала содержали в омской городской тюрьме, а 15 марта этого же года на основании статьи 58-10-11 УК РСФСР по обвинению в контрреволюционных действиях «особой тройкой» ОГПУ Западно-Сибирского края он был лишен свободы сроком на три года. Для отбывания наказания был отправлен в Юргинское отделение Сибирского лагеря ОГПУ. По неполным данным, Кабыш Бердалин с 3 июня 1934 года до 1 января 1935-го отбывал наказание в Сусловском отделении Сибирского лагеря, а с 1 января 1935 года – в Тайгинском отделении Сибирского лагеря, где и скончался 9 апреля 1935 года. Определением Военного трибунала Сибирского военного округа № 260 от 29 марта 1957 года на основании п. 5 ст. 4 УПК РСФСР постановление «особой тройки» ОГПУ от 15 марта 1934 года было отменено за отсутствием в его действиях состава преступления. Согласно справке Военного суда Сибирского военного округа № 1360 от 18 июня 1996 года Кабыш Бердалин был осужден «особой тройкой» ОГПУ по необоснованному обвинению и считается полностью реабилитированным.
АСИЯ АЙТЕНОВА, ИСТОРИК-АРХИВИСТ НАЦИОНАЛЬНОГО АРХИВА РК